17.10.2022      201      0
 

Права детей в России


Оглавление

Российское законодательство о правах ребёнка

Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция  о правах ребенка ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности.

Эти принципы в полном объеме реализуются в российских законах.

Конституция РФ гласит, что материнство и детство, а также семья находятся под защитой государства – (ч. 1 ст. 38 Конституции РФ. Только не надо возмущаться раньше времени – Конституция защищает и отцов:

  • – обеспечивая государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ);
  • – устанавливая, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ).

Эти положения Основного Закона доказывают, что семья, брак, рождение и воспитание детей – это не только и не столько частные дела отдельно взятой семьи. Это то, что имеет жизненно важное значение, от чего зависит не только наше будущее, но и будущее всего человечества.

Статистика свидетельствует, что в Российской Федерации продолжается рост числа детей, оставшихся без попечения родителей, и лишь 12 – 13% из них – настоящие сироты, т.е. родители которых скончались. Остальные – это так называемые социальные сироты, сироты при живых родителях, сбежавшие из дома, вынужденные шататься по улицам в сомнительных компаниях. Причиной тому в большинстве случаев является насилие.

Насилие может выражаться в различных формах.

  • Физическое насилие – это насилие, как правило, очевидное, оставляющее видимые следы. Физическим насилием является умышленное нанесение повреждений, что может привести (и зачастую приводит) к серьезным нарушениям физического и (или) психического здоровья, отставанию в развитии, к смерти. Для всего этого в УК РФ есть свои составы преступления.
  • Психическое насилие, наоборот, не оставляет очевидных следов, но последствия его также могут быть самыми страшными. (Многие патологические личности, оставившие кровавый след в истории, становились в детстве жертвами именно такого насилия.) Страшно и то, что запугивание, третирование, прессинг, угрозы – все это и профессионалу доказать сложно, не то что ребенку.

Многие родители ни за что не признают, что допускают по отношению к своим детям насилие (сравнивают с соответствующим животным за неаккуратный вид, кричат, когда ребенок попадает под горячую руку после трудного рабочего дня, грубо критикуют на людях). Между тем это и есть то самое психическое насилие.

В литературе психическое насилие определяется как “периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера”.

В судебной практике к психической форме насилия относят:

  • – открыто высказываемое неприятие и постоянную критику ребенка;
  • – угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
  • – замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
  • – ложь, невыполнение своих обещаний;
  • – однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Чтобы выяснить, в самом ли деле насилие имеет место, в судебный процесс для дачи заключения привлекается психолог.

Еще более тонкий способ довести до слез – эмоциональное насилие. Оно может выражаться в сомнительном самоутверждении за счет слабого, упражнениях в остроумии (всякого рода язвительные мысли вслух), предъявлении требований, которые не соответствуют возрасту, возможностям, состоянию здоровья. Это может быть преступное лишение ребенка жизненно необходимых вещей, которые могут предоставить только родители, – любви, заботы и обеспечения безопасности (оставление в одиночестве, несмотря на слезы и просьбы). Даже банальные вербальные угрозы (“Еще раз так сделаешь – пеняй на себя”, “Ты никто и звать тебя никак”), не говоря о более “гнилых” словах, могут навсегда засесть в детском сознании. И, как показывает жизнь, негативные последствия этого проявляются в самый неподходящий момент именно тогда, когда уже потерявший силы родитель сам будет нуждаться в любви, заботе и теплых словах. И тогда уже не сошлешься на то, что “сказал не подумавши”.

Так что порой в антисоциальном, аморальном поведении подросшего ребенка виноваты вовсе не учителя, государство и “плохие” законы.

Следует иметь в виду, что закон не может быть направлен на то, чтобы вырвать ребенка из семьи, разрушить семью и т.д. (строго говоря, плодить сирот при живых родителях и нести сопутствующие расходы экономически невыгодно любому государству). Всякий закон создается для созидания, а не для разрушения – особенно закон, затрагивающий тонкие семейные материи.

Согласно ст. 1 СК РФ семейное законодательство исходит из необходимости:

  • – укрепления семьи;
  • – построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов;
  • – недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;
  • – обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав и возможности судебной защиты этих прав.

В Конвенции о правах ребенка сказано, что государства – участники этой Конвенции осознают и соглашаются с тем, что семье должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности по созданию условий для роста и благополучия всех ее членов, особенно детей.
Защита семьи, материнства, отцовства и детства может выражаться по-разному, например, в выплате пособий, открытии и содержании родильных домов и детских садов.
На практике этот принцип реализуется через правовые акты, направленные на поддержку семьи.

“Правильные” нормативные акты в России есть, и их достаточно. Их надо изучать и уметь применять.

Например, Закон о гарантиях прав ребенка устанавливает, что ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, СК РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.

Кроме этого, данный Закон определяет цели государственной политики в интересах детей, в том числе:

  • – осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ;
  • – недопущение их дискриминации;
  • – восстановление прав детей в случаях нарушений;
  • – формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
  • – содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности.

Закон о гарантиях прав ребенка призван создать условия для реализации прав и законных интересов ребенка. Его часто называют декларацией: мол, много тут понаписано, но ничего не работает. Строго говоря, закон сам по себе и не должен работать. Его надо применять, максимально использовать возможности, им данные. А дано им очень и очень многое.

Закон затрагивает правовые, социальные, жилищные и прочие права ребенка. Одни из них ребенок может защитить самостоятельно. В защите других должны помогать взрослые.

Ценным качеством Закона о гарантиях прав ребенка является то, что он дает ряд полезных определений, которые могут применяться повсеместно.

Ребенок – это по общему правилу, сформулированному в ст. 1 Закона о гарантиях прав ребенка, лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).

В ст. 28 ГК РФ уточняется, что малолетний ребенок – это несовершеннолетний до 14 лет.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, – это дети, чья нормальная жизнь нарушена в силу каких-либо причин.

Закон о гарантиях прав ребенка не дает исчерпывающего перечня таких ситуаций. Ребенок может попасть в трудную жизненную ситуацию, оставшись без попечения родителей либо став инвалидом. Или же будучи похищенным у родителя или родителей. Или когда его право на жилье оспаривается. Или нарушается его право на свободу передвижения и право на общение с родителями.

Социальная адаптация

Ребенок, находящийся в трудной жизненной ситуации, может нуждаться в социальной адаптации, т.е. мероприятиях, направленных на приспособление такого ребенка к жизни общества, а также на преодоление последствий травмы – психологической или моральной.

В частности, к мерам социальной адаптации относятся консультации у школьного психолога, социального работника, врача, перевод на надомное обучение. Как правило, на необходимость таких мер указывают воспитатели и учителя.

Социальная реабилитация ребенка – это мероприятия, направленные на восстановление социальных связей и функций, утраченных ребенком, а также восполнение среды жизнеобеспечения, усиление заботы о нем.

Реабилитационные мероприятия включают в себя:

  • – медицинские мероприятия (лечение, лечебно-диагностические и лечебно-профилактические процедуры);
  • – физические (физиотерапия, лечебная физкультура, трудотерапия);
  • – психологические (например, профилактика и лечение развивающихся патологических психических изменений);
  • – социальные и т.д.

Социальные службы для детей – это организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию граждан, в том числе детей.

Это: центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, детские дома.

Социальная инфраструктура для детей – это здания, строения, сооружения, необходимые для жизнеобеспечения детей, а также организации, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям (спортзалы, катки, стадионы, детские сады, школы, поликлиники и т.д.).

Ночное время – это время с 22:00 до 06:00.

В ст. 4 Закона о гарантиях прав ребенка говорится об ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан, виновных в нарушениях прав и законных интересов детей и причинении вреда.

Под должностным лицом понимается государственный или муниципальный служащий, который наделен правомочиями обеспечивать реализацию данного Закона.

Незаконными являются действия, которые выходят за пределы компетенции или должностных полномочий должностных лиц или за пределы прав граждан, или бездействие в случаях, когда должностные лица или граждане должны иметь активную позицию и не отказываться от осуществления своих прямых обязанностей.
Пример незаконного действия должностного лица: оформление сделки по продаже квартиры, в которой проживает ребенок, без приобретения другого жилья.

В ст. 7 Закона о гарантиях прав ребенка перечислены лица, которые должны оказывать содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов. Такое содействие ребенок вправе получать:

  • – от органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, должностных лиц указанных органов;
  • – своих родителей или лиц, их заменяющих;
  • – педагогических, медицинских, социальных работников, психологов и других специалистов;
  • – общественных объединений (организаций) и иных некоммерческих организаций.

Родители или лица, их заменяющие, в случае нарушения прав ребенка имеют право и обязаны:

  • – защищать жилищные права ребенка путем подачи исков о его вселении, о выселении лиц, не имеющих права проживать в жилом помещении подопечного, путем подачи заявления о предоставлении ребенку жилого помещения и проч.;
  • – обращаться в вышестоящие инстанции или в суд при нарушении лечебным, учебным или иным учреждением права ребенка на получение медицинских, образовательных и прочих услуг;
  • – подавать исковые заявления в суд о взыскании алиментов с лиц, обязанных по закону содержать ребенка;
  • – принимать меры по защите прав собственности ребенка, в том числе подавать иски об истребовании его имущества из чужого незаконного владения, о признании права собственности, применять меры самозащиты;
  • – предъявлять требования о возмещении вреда, причиненного здоровью ребенка или его имуществу, о компенсации морального вреда, причиненного ему;
  • – требовать по суду возврата ребенка, находящегося под опекой или попечительством, от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребенка.

Органы государственной власти обязаны:

  • – принимать соответствующие нормативные правовые акты;
  • – проводить методическую, информационную и иную работу с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством РФ;
  • – поощрять исполнение ребенком обязанностей;
  • – поддерживать практику правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Многие задачи, связанные с защитой прав детей, призваны решать детские омбудсмены, например Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, а также уполномоченные по правам детей в регионах.

Должность Уполномоченного по правам ребенка введена Указом Президента РФ от 01.09.2009 N 986. Уполномоченный по правам ребенка назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ, а обеспечением его деятельности занимается Аппарат Общественной палаты РФ. Посты уполномоченных по правам ребенка, назначаемых органами законодательной власти, создавались с 2001 года во многих регионах России. Уполномоченные занимаются, в частности:

  • – защитой прав конкретного ребенка, оказанием помощи в восстановлении его нарушенных прав;
  • – проведением независимых проверок соблюдения прав детей учреждениями, организациями, должностными лицами;
  • – экспертизой правовых актов, активно участвуют в законотворческом процессе, вносят предложения в государственные органы по улучшению механизмов защиты прав детей;
  • – работой по правовому просвещению детей, их родителей, специалистов.

Путем независимого контроля уполномоченные призваны проверять соблюдение государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, организациями независимо от формы собственности и организационно-правовой формы прав детей во всех сферах их жизнедеятельности:

– на жизнь и охрану здоровья;

– отдых и оздоровление;

– полноценное развитие;

– воспитание и содержание;

– образование;

– информационную безопасность;

– жилье.

Уполномоченный также занимается восстановлением нарушенных прав детей, уделяя особое внимание наиболее социально уязвимым группам несовершеннолетних:

  • – детям-инвалидам;
  • – детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
  • – детям, пострадавшим от жестокого обращения, сексуальной эксплуатации и других преступных посягательств;
  • – безнадзорным и беспризорным детям;
  • – несовершеннолетним правонарушителям;
  • – иным категориям детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Кроме этого, Уполномоченный занимается:

  • – обеспечением защиты прав ребенка и содействием восстановлению нарушенных прав ребенка;
  • – правовым просвещением в области защиты прав ребенка;
  • – направлением запросов и получением в установленном порядке необходимых сведений, документов и материалов от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;
  • – посещением федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций;
  • – проведением проверок деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также должностных лиц, получением от них соответствующих разъяснений;
  • – направлением в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, своего заключения, содержащего рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;
  • – привлечением в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научных и иных организаций, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

К Уполномоченному обращаются, когда невозможно получить помощь от тех органов и должностных лиц, в непосредственную компетенцию которых входит оказание такой помощи. (На всякий случай – обратиться к Уполномоченному можно через приемную на официальном сайте: http://deti.gov.ru, вкладка “Обращение к Уполномоченному”. Там же, на сайте, имеется перечень уполномоченных по регионам.)

Наличие возможности обратиться к Уполномоченному – это, конечно, хорошо, но до него далеко, а родители, по логике, должны быть всегда рядом. Причем мама и папа имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей, и так должно быть до совершеннолетия (по общему правилу – достижению возраста 18 лет, но возможны и варианты). Кто, как не родители, которые (в идеале) каждодневно общаются с ребенком, знают его потребности, особенности характера, состояние здоровья? Потому и логично возложить на них основную нагрузку по обеспечению прав и законных интересов их ребенка. Так, родители имеют эксклюзивное право выбирать место проживания ребенка, место его учебы, лечения, отдыха и проч. Вместе с тем по умолчанию не школа (улица, няня, бабушка), а именно родители отвечают за правильное воспитание и развитие ребенка, в том числе контролируют, какие фильмы и передачи смотрит ребенок, в какое время он ходит гулять, успевает ли делать уроки, не посещает ли места, запрещенные для посещения детей.

Педагоги, медики, соцработники, психологи и другие специалисты при необходимости подключаются к участию в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка – соответственно в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка.

Например, педагог привлекается к судебному процессу по делу о лишении родительских прав и о порядке общения с ребенком.

В ст. 9 Закона о гарантиях прав ребенка установлены меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования. Право на образование – это одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Закон определяет основные гарантии ребенка в области образования, дополняя Закон об образовании.

Указанная статья провозглашает гарантии:

  • – создания детьми общественных объединений обучающихся при условии, что дети старше восьми лет, общественное объединение не является религиозным и оно не учреждается (создается) политическими партиями;
  • – обращения детей (более сознательного возраста, а не дошколятами и не первоклашками) в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Образовательные организации и их работники не должны ущемлять права ребенка.

К числу прав ребенка, связанных с получением образования, относятся:

  • – право на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • – право на выбор формы получения образования и обучения после получения основного общего образования (или после достижения 18 лет);
  • – обучение по индивидуальному учебному плану (в том числе экстерн);
  • – право на социально-педагогическую и психологическую помощь, бесплатную психолого-медико-педагогическую коррекцию;
  • – право на зачет образовательной организацией результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других аналогичных организациях;
  • – право на отсрочку от призыва в армию;
  • – право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
  • – право на свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
  • – право на каникулы, на академический отпуск;
  • – право на перевод в другую образовательную организацию, а также на восстановление;
  • – право на ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации;
  • – право на обжалование актов образовательной организации;
  • – право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации;
  • – возможность участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных и других массовых мероприятиях и проч. (перечень не закрыт).

Устав должен быть в любой образовательной организации, поскольку этот учредительный документ содержит основы ее создания и деятельности.
Внутренние документы образовательной организации (устав, приказы, правила внутреннего распорядка, распоряжения, положения, нормативы и проч.), не носящие индивидуального характера, не могут быть засекречены. Они должны быть доведены до всеобщего обозрения. Как правило, в образовательных организациях в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются:
– устав;
– правила внутреннего распорядка таких организаций;
– списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных организаций, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.
Обратите внимание: места, в которых вывешиваются тексты перечисленных документов, должны быть доступными не только для преподавательского состава, но и для учеников и их родителей.

В ст. 10 Закона о гарантиях прав ребенка установлены гарантии охраны здоровья детей. Дети должны получать бесплатную медицинскую помощь по следующим направлениям:

  • – оздоровление детей;
  • – профилактика заболеваний;
  • – диагностика заболеваний;
  • – лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение;
  • – медицинская реабилитация детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями;
  • – санаторно-курортное лечение детей.

В число профилактических мероприятий включаются, в частности, регулярное проведение вакцинации детей, раннее выявление у подростков задержки полового созревания, правильное и рациональное питание грудных детей, а также детей в детских дошкольных учреждениях и в школах.

Диагностика предполагает проведение в том числе диспансеризаций по месту жительства детей, осмотр специалистами по месту воспитания или обучения, а также проведение туберкулинодиагностики.

Предоставление бесплатного обслуживания в медицинских организациях на территории Российской Федерации, а также бесплатного медицинского обслуживания и оперативного лечения в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении происходит на основании страхового полиса.

Статья 11 Закона о гарантиях прав ребенка определяет гарантии прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости.

Профессиональная ориентация – это подготовка к выбору профессии с учетом особенностей личности и кадровых потребностей работодателей, а также оказание помощи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Эти услуги подростки получают в службе занятости.

Профессиональное обучение – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

Подростки, не имеющие профессионального образования, могут направляться органами службы занятости в образовательные организации для получения соответствующего образования. Эти мероприятия проводятся в отношении детей, достигших возраста 14 лет.

Как устанавливает ст. 13 комментируемого Закона, при формировании социальной инфраструктуры для детей должны учитываться основные права и законные интересы ребенка.

Это означает, что право ребенка на получение основного общего образования должно быть обеспечено путем создания по месту его жительства образовательной организации. В частности, ребенок должен иметь возможность посещать школу, находящуюся рядом с домом или в транспортной доступности от его места жительства.
В ст. 14 установлены основы защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. С одной стороны, ребенок имеет право пользоваться СМИ. Также у него есть право доступа к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким, которые способствуют его социальному, духовному и моральному благополучию и развитию. С другой стороны, ребенок, как правило, редко объективно представляет себе, что именно способствует его интересам. И потому его приходится защищать от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Нормативные основы для такой защиты содержатся в Федеральном законе от 29.12.2010 N 436-ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”. Этот Закон призван урегулировать отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции. Требования и ограничения, налагаемые данным Законом, не распространяются на отношения в сфере:
– оборота информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию;
– распространения информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”;
– оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества;
– рекламы.
Федеральный закон “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” дает следующие определения.

Доступ детей к информации – возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации.

Знак информационной продукции – графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной ч. 3 ст. 6 названного Закона.

Зрелищное мероприятие – демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.

Информационная безопасность детей – состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

Информационная продукция – предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция СМИ, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета, и сетей подвижной радиотелефонной связи.

Информационная продукция для детей – это информационная продукция, соответствующая по тематике, содержанию и художественному оформлению физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

Информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, – информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с данным Законом.

Информация порнографического характера – информация, представляемая в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного.

Классификация информационной продукции – распределение информационной продукции в зависимости от ее тематики, жанра, содержания и художественного оформления по возрастным категориям детей в порядке, установленном указанным Законом.

Места, доступные для детей, – общественные места, доступ ребенка в которые и (или) нахождение ребенка в которых не запрещены, в том числе общественные места, в которых ребенок имеет доступ к продукции СМИ и (или) размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях информационной продукции.

Натуралистические изображение или описание – изображение или описание в любой форме и с использованием любых средств человека, животного, отдельных частей тела человека и (или) животного, действия (бездействия), события, явления, их последствий с фиксированием внимания на деталях, анатомических подробностях и (или) физиологических процессах.

Оборот информационной продукции – предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее продажу (в том числе распространение по подписке), аренду, прокат, раздачу, выдачу из фондов общедоступных библиотек, публичный показ, публичное исполнение (в том числе посредством зрелищных мероприятий), распространение посредством эфирного или кабельного вещания, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета, и сетей подвижной радиотелефонной связи.

Запрещенной для распространения среди детей является информация:
побуждающая к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
– способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
– обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным (исключения могут быть установлены законом);
– отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
– оправдывающая противоправное поведение;
– содержащая нецензурную брань;
– содержащая информацию порнографического характера;
– о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая Ф.И.О., фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

С учетом определенных возрастных категорий и с определенными ограничениями среди детей может быть распространена информация:
– представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
– вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
– представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
– содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно до начала ее оборота на территории Российской Федерации. Оцениваются:
– тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
– особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
– вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Классифицируется информация по следующим категориям:
– информационная продукция для детей, не достигших возраста 6 лет;
– информационная продукция для детей, достигших возраста 6 лет;
– информационная продукция для детей, достигших возраста 12 лет;
– информационная продукция для детей, достигших возраста 16 лет;
– информационная продукция, запрещенная для детей.
Результаты классификации размещаются на продукции в виде соответствующих знаков информационной продукции.

К информационной продукции для детей, не достигших возраста 6 лет, относится информация, не причиняющая вреда здоровью и (или) развитию детей, в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия.

Информационная продукция для детей, достигших возраста 6 лет, может содержать:
– кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
– ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
– не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Информационная продукция для детей, достигших возраста 12 лет, может содержать:
– эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
– изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанной продукции (средств, веществ, изделий);
– не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Наконец, информационная продукция для детей, достигших возраста 16 лет, может содержать:
– изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
– изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
– информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
– отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
– не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Без знака информационной продукции могут выпускаться в оборот:
– учебники и учебные пособия, рекомендуемые или допускаемые к использованию в образовательном процессе в соответствии с законодательством об образовании;
– телепрограммы, телепередачи, транслируемые в эфире без предварительной записи;
– информационная продукция, распространяемая посредством радиовещания;
– информационная продукция, демонстрируемая посредством зрелищных мероприятий;
– периодические печатные издания, специализирующиеся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера;
– информация, распространяемая посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе через Интернет (кроме сетевых изданий и аудиовизуальных сервисов);
– комментарии и (или) сообщения, размещаемые по своему усмотрению читателями сетевого издания на сайте такого издания в порядке, установленном редакцией этого СМИ.

До начала демонстрации посредством зрелищного мероприятия информационной продукции ей присваивается знак информационной продукции. В случае демонстрации нескольких видов информационной продукции для детей разных возрастных категорий указанный знак должен соответствовать информационной продукции для детей старшей возрастной категории. Указанный знак размещается на афишах и иных объявлениях о проведении зрелищного мероприятия, а также на входных билетах, приглашениях и иных документах, предоставляющих право его посещения.

В прокатном удостоверении аудиовизуального произведения должны содержаться сведения о категории данной информационной продукции.

Знак информационной продукции не проставляется на печатную продукцию, выпущенную в оборот до 1 сентября 2012 г.

Информация, побуждающая к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, способная развить порочные наклонности (алкоголизм, наркоманию, занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством), оправдывающая насилие и жестокость, противоправное поведение, отрицающая семейные ценности, содержащая нецензурную брань и порнографию, не может транслироваться по телевидению и радио с 04:00 до 23:00 (кроме платных каналов).

Нарушение законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В ст. 14.1 Закона о гарантиях прав ребенка установлен перечень мер, призванных содействовать физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей. В этом содействии задействованы не только родители. Этим должны заниматься, в частности:
– органы местного самоуправления;
– органы законодательной и исполнительной власти субъекта РФ;
– органы законодательной и исполнительной власти РФ;
– юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые заняты реализацией алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других подобных местах;
– юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие торговлю в общественных местах, услуги в области пользования Интернетом, услуги в области развлечений, досуга;
– лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей, например центры реабилитации, дома-интернаты;
– органы внутренних дел;
– специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

В частности, на уровне субъектов РФ принимаются законы, устанавливающие меры по недопущению нахождения детей на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.

Нахождение детей в перечисленных заведениях запрещено вне зависимости от времени суток, причем в подобные заведения дети не должны допускаться даже в сопровождении взрослых.

На уровне субъектов РФ принимаются законы, запрещающие ребенку находиться в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей.

Общественными признаются следующие места: улицы, стадионы, парки и скверы, общественный транспорт, объекты (территории, помещения) юридических лиц или предпринимателей, которые предназначены для обеспечения доступа в Интернет, для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организации или пункты), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции. Общественными местами считаются общественные дискотеки, кафе, рестораны, бары и другие увеселительные заведения, в некоторые из которых вход для детей, не достигших 18 лет, вообще запрещен, даже в сопровождении взрослых.

Не являются общественными местами помещения для постоянного или временного проживания лиц, например квартиры, гостиницы, огороженные дворы частных домов.
Ребенок имеет право на пребывание в общественных местах в ночное время после 22:00 только при условии его сопровождения родителями (опекунами или попечителями), родственниками (старшими братьями или сестрами, бабушкой, тетей, дедушкой, дядей и др.), знакомыми или другими взрослыми, которым родитель такого ребенка (опекун или попечитель) доверил сопровождать своего ребенка. Письменная доверенность не нужна, достаточно устной договоренности.

Если речь идет о детских лагерях, турбазах и т.д., то за детей отвечают воспитатели, вожатые или работники администрации организации или учреждения, организующие временное пребывание детей. Договоренность о временной передаче детей на время таких мероприятий между родителями и организацией оформляется в виде письменного договора или расписки.

Детям запрещается находиться в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в транспортных средствах общего пользования, в том числе в поездах, электричках, автобусах, маршрутных такси.

Порядок уведомления родителей в случае обнаружения ребенка в перечисленных местах, а также порядок доставления такого ребенка его родителям либо в специализированные учреждения для несовершеннолетних устанавливается на региональном уровне.

При обнаружении ребенка в неположенном месте или в неположенное время без сопровождения взрослых составляется соответствующий документ. Как правило, передача ребенка сопровождается составлением и подписанием акта о передаче ребенка.

Субъекты РФ могут устанавливать и накладывать на родителей (лиц, их заменяющих), а также юридических лиц или предпринимателей административные наказания.
Любой ребенок может попасть в ситуацию, когда ему может потребоваться защита. Ребенок, который находится в трудной жизненной ситуации, может обратиться за помощью не только к родителям (опекунам, попечителям). Право представлять интересы ребенка предоставлено:
– работникам прокуратуры;
– образовательным организациям;
– медицинским организациям;
– учреждениям по социальной защите и социальному обслуживанию ребенка;
– Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка;
– уполномоченному по правам ребенка в соответствующем субъекте РФ.
Если речь идет о судебной защите, то в качестве истцов за защитой своих прав могут обращаться законные представители детей, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор. Законными представителями несовершеннолетних являются родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом (ч. 1 ст. 52 ГПК РФ).

Органы опеки и попечительства защищают права и интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обратите внимание: учет мнения ребенка обязателен во всех судебных (и в некоторых внесудебных) процедурах, связанных с его участием и защитой его прав и законных интересов.
В частности, мнение ребенка учитывается:
– при выборе родителями образовательной организации, формы получения образования и формы обучения (п. 2 ст. 63 СК РФ);
– разрешении родителями вопросов, касающихся семейного воспитания детей, их образования (п. 2 ст. 65 СК РФ);
– разрешении судом спора о месте жительства детей при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ);
– рассмотрении иска родственников ребенка об устранении препятствий к общению с ним (п. 3 ст. 67 СК РФ);
– рассмотрении иска родителей о возврате им детей (п. 1 ст. 68 СК РФ);
– отказе в иске о восстановлении в родительских правах (п. 4 ст. 72 СК РФ);
– отказе в удовлетворении иска об отмене ограничения родительских прав в судебном порядке (п. 2 ст. 76 СК РФ).
Рассматривая дело, касающееся судьбы ребенка, суд обязан:
– заслушать объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, заключения органа опеки и попечительства, консультации и пояснения специалистов;
– ознакомиться с письменными доказательствами;
– осмотреть вещественные доказательства;
– прослушать аудиозаписи;
– просмотреть видеозаписи,
т.е. исследовать все доказательства непосредственно.
Если суд не учитывает мнение ребенка, то он должен это аргументировать. Как минимум суд обязан обосновать причины такого решения.

В любом случае вынесенное решение должно максимально обеспечивать интересы ребенка, учитывать свойства его личности, возраст, социальное положение.

В частности, родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения.

Однако, если суд при рассмотрении этого требования придет к выводу о том, что передача ребенка не отвечает его интересам, он может отказать в удовлетворении иска (п. 1 ст. 68 СК РФ).

Например, после смерти матери ребенок перешел под опеку бабушки, его отец фактически самоустранился от заботы о ребенке и лишь спустя длительное время потребовал передать ребенка ему. На одной чаше весов – родительские права отца, которые имеют приоритет, на другой – бабушка и ее забота о ребенке, привязанность ребенка к бабушке и проживающим совместно близким (дедушка, брат, сестра и т.п.). При таких условиях вполне законным будет сохранение статус-кво, т.е. проживания ребенка с хорошо зарекомендовавшим себя опекуном.

Законодательно установлены дополнительные гарантии защиты прав детей:
– при регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей и (или) защитой их прав и законных интересов;
– принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушения.
Вред, причиненный ребенку, должен возмещаться по тем же основаниям и на тех же условиях, что и вред, причиненный взрослому человеку. И у ребенка может быть имущество, которое может пострадать, и детское здоровье куда более хрупкое, чем здоровье взрослого. Вполне естественно, что ребенок имеет право получать и возмещение морального вреда, т.е. компенсацию за нравственные и психические страдания.

Судебная практика показывает, что в интересах детей предъявляются иски:
– о возмещении ущерба, причиненного некачественным товаром, работой или услугой в соответствии с законодательством о защите прав потребителей;
– расторжении договоров купли-продажи вследствие нарушения договорных обязательств;
– взыскании морального вреда;
– возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием;
– возмещении ущерба, нанесенного затоплением квартиры;
– возмещении вреда в связи со смертью кормильца.
Часто возникают споры относительно того, кто должен отвечать за вред, причиненный ребенку в школе.

Самый простой пример: на перемене возникла драка, в результате один из детей получил травму. Общее правило таково: если вред причинен во время школьных занятий, т.е. в тот период, когда ребенок находился под надзором школы, ответственность за вред должна нести школа, а не родители малолетнего причинителя вреда. Школа может быть освобождена от ответственности только в том случае, если в суде она доказала, что вред возник не по ее вине в осуществлении надзора.

Вообще, поскольку несовершеннолетние, как правило, не имеют самостоятельного источника доходов, денежное возмещение вреда выплачивается родителями или законными представителями ребенка, виновного в причинении вреда.

Кто защищает права ребенка путем обращения в суд? Это может быть сам ребенок, достигший 14 лет, но чаще всего права ребенка защищает законный представитель – как правило, родитель. Если же родители не выполняют обязанности по защите прав ребенка, то в суд может обратиться представитель ребенка, назначенный ему органом опеки и попечительства, либо орган (организация), на который возложена обязанность по охране прав детей.

Часто в “детских” судебных заседаниях участвует прокурор. Он обязательный участник целого ряда дел, в том числе о лишении родительских прав, об отмене усыновления, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав. Органы опеки и попечительства обязаны уведомить прокурора об отобрании ребенка. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов или одного ребенка, или неопределенного круга лиц (ст. 45 ГПК РФ).

Для справки отметим, что прокурор защищает права граждан в следующих сферах:
– трудовые отношения и связанные с ними;
– защита семьи, материнства, отцовства и детства;
– социальная защита;
– жилищные права;
– охрана здоровья, включая медицинскую помощь;
– право на благоприятную окружающую среду;
– образование.

Обратите внимание: государственная пошлина при рассмотрении исков о возмещении ребенку вреда, причиненного его здоровью, имуществу, а также морального вреда в судах не взимается.

Дети – это самостоятельные граждане, обладающие самостоятельными семейными правами. Ни государство, ни родители не наделяют их этими правами, поскольку они принадлежат детям от рождения. Однако государство и родители обязаны создать условия и гарантировать охрану и защиту этих прав. Законодательно установлен круг лиц, обязанных защищать права и интересы детей, и способы защиты.


Об авторе: admin

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *