04.05.2023      63      0
 

Права детей и обязанности


“У тебя есть не только права, но и обязанности”

Когда мы говорим про образование детей, это тоже справедливо. Мы знаем, что в нашей стране каждому ребенку гарантировано бесплатное общее образование. Мы знаем, что ему положены бесплатные учебники. Мы знаем, что каждый ребенок может на конкурсной основе поступать в колледж или вуз. И для того, чтобы эти заявленные права реализовывались на деле, ежедневно работает огромное количество людей. Государство в ответ ждет только одного – чтобы ребенок учился.

Набор прав и обязанностей, характер ответственности определяются возрастом ребенка, но сама способность иметь права (правоспособность) возникает у человека с рождения.

К правам, которые ребенок приобретает, появляясь на свет, относятся:

– право на жизнь – ст. 6 Конвенции о правах ребенка, ч. 1 ст. 20 Конституции;
– право на имя, отчество и фамилию – с момента регистрации – ст. 7 Конвенции о правах ребенка, ст. 58 СК РФ;
– право на гражданство – ст. 7 Конвенции о правах ребенка;
– право знать своих родителей, право жить и воспитываться в семье – ст. 54 СК РФ;
– право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства – ст. 27, 28 Конвенции о правах ребенка;
– право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом – ст. 3 Конвенции о правах ребенка, ст. 56, 57 СК РФ;
– имущественные права – ст. 16, 27 Конвенции о правах ребенка, ст. 60 СК РФ;
– право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья – ст. 24 Конвенции о правах ребенка;
– право на отдых и досуг, на всестороннее участие в культурной и творческой жизни – ст. 31 Конвенции о правах ребенка;
– право на защиту от экономической эксплуатации – ст. 32 Конвенции, и ряд других.

20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была единогласно принята “мировая конституция прав ребенка”Конвенция о правах ребенка. Главная цель Конвенции – максимальная защита интересов ребенка, признание приоритетности этих интересов в обществе и провозглашение равных прав ребенка со взрослыми. Положения этого документа сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей:

  • 1) выживание;
  • 2) развитие;
  • 3) защита и
  • 4) обеспечение активного участия в жизни общества.

В этом акте заложены два основополагающих принципа.

  • Первый – ребенок является самостоятельным субъектом права. Поэтому, охватывая весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, Конвенция одновременно признает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других.
  • Второй – наилучшее обеспечение прав ребенка. “Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, администрациями или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка” – п. 1 ст. 3 Конвенции.

В Семейном кодексе РФ есть специальный раздел “Права и обязанности родителей и детей”, вторая глава которого так и называется “Права несовершеннолетних детей”, где в семи статьях прописаны права ребенка:

– право жить и воспитываться в семье;
– право на общение с родителями и другими родственниками;
– право на защиту;
– право выражать свое мнение;
– право на имя, отчество и фамилию;
– право на изменение имени и фамилии;
– имущественные права.

Отечественный законодатель предоставляет ребенку значительно большие возможности в самостоятельном осуществлении и защите своих прав и интересов, чем это предусматривается международными документами:

“Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства”

– (абз. 2 п. 2 ст. 54 СК РФ).

В ст. 55 СК РФ гарантируется право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Статья 56 СК РФ предоставляет ребенку право самостоятельно обращаться за защитой своих нарушенных прав и законных интересов в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд. В свою очередь, органы опеки и попечительства должны принять меры по защите прав и законных интересов ребенка.

В соответствии со ст. 57 СК РФ ребенок вправе выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам). Статья 60 СК РФ гарантирует право на получение содержания от родителей и других членов семьи. В п. 3 ст. 60 СК РФ оговариваются имущественные права ребенка:

“Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка”.

Права детей и других участников образовательного процесса зафиксированы не только в Законе об образовании, они содержатся в целом ряде международных документов, имеющих в Российской Федерации прямое действие, в Конституции РФ, других законах. Кроме этого, есть целый ряд документов, которые готовят Правительство РФ, Минпросвещения России, региональные и местные органы власти.

Право на образование закреплено и гарантировано Конституцией РФ.

Согласно Закону об образовании оно может быть реализовано с двухмесячного возраста: именно с этого момента ребенок вправе посещать детский сад – ст. 67.

С шести лет ребенок имеет право на поступление в школу (право на образование – ст. 43 Конституции РФ) и право на самостоятельное совершение мелких бытовых сделок (например, покупка канцелярских принадлежностей или продуктов), а также сделок, направленных на безвозмездное получение выгоды, не требующих ни нотариального удостоверения, ни государственной регистрации; сделок по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или, с их согласия, третьим лицом – ст. 28 ГК РФ.

С восьми лет ребенок приобретает право быть членом и участником детского общественного объединения – ст. 19 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ “Об общественных объединениях”.

С 10 лет у ребенка появляется право дать согласие на изменение своего имени, отчества и (или) фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на свое усыновление или передачу в приемную семью – ст. 72, 132, 134 СК РФ.

С 14-летнего возраста правовой статус ребенка значительно расширяется. У детей, достигших этого возраста, возникают следующие права:

– право давать согласие на изменение своего гражданства – ст. 9 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”;
– право требовать отмены усыновления – ст. 142 СК РФ;
– право признавать и оспаривать свое отцовство и материнство на общих основаниях, требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке – ст. 62 СК РФ;
– право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами, осуществлять права автора результатов своей интеллектуальной деятельности, самостоятельно совершать некоторые сделки и нести ответственность по заключенным сделкам, а также за причиненный ими вред – ст. 26 ГК РФ;
– право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов – ст. 56 СК РФ;
– право быть принятым на работу в свободное от учебы время для выполнения легкого труда – ст. 63 ТК РФ;
– право работать не более 24 часов в неделю – ст. 92 ТК РФ;
– право на поощрение за труд – ст. 191 ТК РФ;
– право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для себя время – ст. 267 ТК РФ;
– право на объединение в профсоюзы – ст. 21 ТК РФ;
– право и обязанность иметь паспорт – Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828.

С 15-летнего возраста у подростка появляется право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство – ст. 54 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”. Также лица, получившие общее образование и достигшие возраста 15 лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.

Лица, достигшие возраста 15 лет и в соответствии с федеральным законом оставившие общеобразовательную организацию до получения основного общего образования или отчисленные из указанной организации и продолжающие получать общее образование в иной форме обучения, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы – ст. 63 ТК РФ.

С 16-летнего возраста молодой человек имеет право:

– работать не более 35 часов в неделю – ст. 92 ТК РФ;
– быть членом кооператива – ст. 26 ГК РФ;
– с разрешения органа местного самоуправления при наличии уважительной причины вступить в брак – ст. 13 СК РФ;
– самостоятельно осуществлять родительские права – ст. 62 СК РФ.

Закон об образовании определил, что обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность, являются участниками образовательных отношений. При этом родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами – ст. 44 Закона об образовании.

Но права – это не единственное, чем наделяют нас законы. Наши права порождают обязанности других: органов власти, различных учреждений и должностных лиц. И точно так же для того, чтобы другие люди могли реализовать свои права, закон налагает обязанности и на учащихся, и на их родителей.

Так, в нашей стране получение основного общего образования – не только право, но и обязанность каждого гражданина – ст. 43 Конституции РФ. Получение детьми основного общего образования обеспечивают родители или лица, их заменяющие. Все тот же СК РФ гласит, что родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования – ст. 63.

Федеральным законодательством установлены различные виды ответственности родителей (законных представителей) за неисполнение обязанностей по обучению и воспитанию детей – предупреждение или наложение административного штрафа, исправительные или принудительные работы, ограничение в родительских правах.

Кроме этого, любой гражданин должен соблюдать правила и нормы этики и морали. Если родители умаляют честь и достоинство других обучающихся, воспитателей или учителей, ущемляют их права, порочат деловую репутацию школы или детского сада, отвечать за это придется в соответствии с нормами ГК РФ. К ученикам также могут применяться меры воспитательного воздействия, предусмотренные уставом школы, правилами поведения обучающихся или другими локальными актами.

Интересный факт: мнение учащихся и самостоятельное осуществление прав могут быть реализованы гораздо раньше, чем наступит совершеннолетие.

Например, ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации. При этом закон обязывает учитывать мнение самого ученика.

Обучающийся имеет право самостоятельно, наряду с родителями, обжаловать меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся в комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Еще один пример: закон определяет, что общее образование (9 классов) может быть получено в школе, а также в форме семейного образования. А среднее общее образование, кроме этого, может быть получено и в форме самообразования. Соответственно, в 10-м и 11-м классах ученик может осваивать образовательную программу самостоятельно.

Вы могли отметить, что часто встречаются слова “может”, “по согласию”, “совместно” и т.д. Это сделано для того, чтобы учесть неравномерность взросления. Один ребенок в 14 – 15 лет может принимать решения и нести за них ответственность, а другой и к 20 годам нуждается в опеке и поддержке со стороны родителей. Закон дает возможность самостоятельной реализации прав по мере готовности к этому.

Закон об образовании существенно расширил личностные права детей и права детей на образование, упорядочил и систематизировал их. Ежегодно для их обеспечения выделяется большое количество ресурсов – как из федерального бюджета, так и из регионального. К сожалению, иногда возникают ситуации, когда некоторые права приходится отстаивать, – они реализуются частично или не реализуются вовсе.

По-прежнему часть детей не может получать качественное образование. Некоторые ребята оказываются и вовсе лишены такой возможности. Не всем доступны бесплатные учебники. Кто-то вынужден сдавать деньги на ремонт и оснащение школы. Иногда образовательные результаты в школе достигаются за счет нарушения прав детей на отдых, на сохранение здоровья. Встречаются случаи психического давления на ребенка, унижения достоинства, вытеснения учащихся из образовательных учреждений.


Об авторе: admin

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *