05.05.2023      49      0
 

Права детей и образование


Оглавление

Кто такие обучающиеся

Юридический язык, которым написан закон, может показаться несколько непривычным, сложным или даже вычурным. Но он при этом должен быть очень точным и однозначным. Казалось бы, очень просто ответить на вопрос: “Кто учится в школе?” Школьники или ученики. С точки зрения обычного языка это совершенно правильно, а вот если мы эти слова будем использовать в качестве юридических терминов или понятий, у нас произойдет путаница. Потому что в школе учатся еще и гимназисты, и кадеты, и лицеисты, а могут и дошкольники учиться.

Чтобы не было путаницы, в Законе общее название для всех людей в нашей стране, которые учатся, – это обучающиеся.

“А что ученики делают в школе? Учатся!”

– скажете вы и будете правы, но только отчасти, поскольку учимся мы не только в школе, но и дома.

Например, мама учит готовить, на реке или в бассейне мы учимся плавать, в музыкальной школе учат играть на разных инструментах, брат показывает аккорды на гитаре.

Чтобы обучение в учреждении имело однозначное понимание, с юридической точки зрения мы “осваиваем образовательную программу”.

К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся:

  • 1) воспитанники – лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;
  • 2) учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;
  • 3) студенты (курсанты) – лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры.

Кроме этого, есть еще аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты-стажеры, слушатели.

Есть еще и экстерны – те, кто обучается дома самостоятельно, и те, кто зачислен, проще говоря, прикреплен к организации, осуществляющей образовательную деятельность, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Кто является родителями

Закон определяет и то, кто является родителями, при этом используется формулировка – “родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся”.

Здесь мы так же, как и в случае с обучающимися, встречаемся с термином, который является обобщающим. Законными представителями несовершеннолетних, не достигших 18 лет, являются родители, усыновители и опекуны.

При этом следует иметь в виду, что законные представители осуществляют представительство детей и защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами во всех организациях и органах, в том числе в суде, без специального полномочия на основании свидетельства о рождении (или усыновлении) ребенка, паспорта родителей, удостоверения опекуна.

Права и охраняемые законом интересы несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет защищаются родителями, усыновителями или попечителями, за исключением случаев, когда предусмотрено право несовершеннолетнего самостоятельно вступать в гражданские, брачно-семейные, трудовые и иные правоотношения и защищать свои права и интересы самостоятельно.

Принципы формирования прав и гарантии их реализации

Государство в сфере образования (так же, как и в других областях общественной жизни) через деятельность органов государственной власти осуществляет решение общественных проблем, реализует цели развития общества или его отдельных частей – такие как образование или здравоохранение. Такая деятельность называется государственной политикой, а для образования – государственной политикой в сфере образования.

Реализация любых целей может проводиться по-разному: с разными затратами и в разных условиях. Для того чтобы было понятно, чем будет руководствоваться государство при реализации своей политики, формулируются принципы, т.е. основные позиции и условия реализации. По сути, в этой части Закона сформулирован его дух, та система ценностей, которую государство считает важной, которую поддерживает и защищает.

В Законе об образовании это следующие принципы:

  • – обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
  • – гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности;
    – воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
  • – светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • – обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности;
  • – адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
  • – автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные Законом об образовании;
  • – информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций.

Для такого основного права, как право на образование, Закон об образовании предусматривает государственные гарантии его реализации – ст. 5:

  • – в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование;
  • – право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
  • – в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В Закона эти принципы конкретизируются в реальные права, такие как право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья, свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.


Об авторе: admin

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *