Меры уголовно-правового характера к подросткам
Принудительные меры воспитательного воздействия являются мерой уголовно-правового характера, применяемой к лицам, не достигшим возраста 18 лет, в качестве альтернативы уголовному наказанию, если характер и степень общественной опасности содеянного и данные о личности виновного позволяют правоприменителю принять такое решение.
Существование в российском уголовном праве привилегированных норм, относящихся к несовершеннолетним субъектам, является следствием того влияния, которое оказали на развитие национальной правовой системы основные цивилизационные достижения. О необходимости более мягкого отношения к несовершеннолетним преступникам говорили еще в дореволюционный период; более того, к моменту свержения монархии в российском праве уже сформировались особые правила, в соответствии с которыми практиковалось уголовное преследование и назначение наказания этим категориям лиц. В советский период эта традиция в целом получила дальнейшее развитие, и на сегодняшний день можно констатировать, что основные начала ювенальной юстиции имеют крепкую связь с эволюцией российского законодательства.
Ювенальная юстиция признается особым направлением социальной политики, а при том, что подростки и молодежь обладают повышенной криминальной активностью, но в силу возраста и малого жизненного опыта нуждаются прежде всего в воспитательной коррекции поведения, требует дальнейшего обособления в общей системе осуществления правосудия. Коренным отличием ювенальной юстиции от уголовной признается целевая установка: если в первом случае это защита интересов ребенка, то во втором – неотвратимость наказания.
Хотя преступность несовершеннолетних составляет около 4% в структуре зарегистрированной преступности в России, формирование современной модели правосудия, сочетающей карательные (применение наказания) и восстановительные (возмещение ущерба) меры, представляет повышенную актуальность.
Анализируя особенности уголовно-правового воздействия, ученые справедливо обращают внимание на его некарательный компонент, объединяя ряд предусмотренных законом мер в категорию “испытание”. Придерживаясь отчасти этой точки зрения и относя принудительные меры воспитательного воздействия к испытательным мерам уголовно-правового характера, альтернативным уголовному наказанию, укажем, что испытательная направленность в данном случае обеспечивается возложением на несовершеннолетнего предписаний, выполнение которых позволяет в дальнейшем убедиться в его ресоциализации и способности вести законопослушный образ жизни.
Как меры, которые обладают специфическим принудительным воздействием, отличающимся по содержанию от наказания, которое также законодателем отнесено к числу мер уголовно-правового характера, принудительные меры воспитательного воздействия обладают специфическим коррекционным потенциалом, который может успешно реализовываться в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Именно поэтому ученые включают их в перечень иных мер уголовно-правового характера. В структуре принудительных мер воспитательного воздействия прослеживается экономия уголовной репрессии, что рядом авторов также рассматривается как конструктивный признак иных мер уголовно-правового характера.
Вместе с тем отметим, что формирование единой непротиворечивой системы иных мер уголовно-правового характера представляется достаточно затруднительным в отсутствие однозначно определенных правовых критериев, которым бы соответствовали разрозненные между собой меры уголовно-правового характера, сформулированные в отдельных положениях Общей части УК РФ. Как представляется, отдельные элементы этой системы формально имеют иную институциональную принадлежность (принудительные меры воспитательного воздействия – институт уголовной ответственности несовершеннолетних, условное осуждение – институт назначения наказания, отсрочки отбывания наказания – институт освобождения от него). Соответственно, формирование целостного представления о системе иных мер уголовно-правового характера осложняется тем, что в нормах Общей части УК РФ имеются внутренние противоречия.
В силу ст. 74 УК РФ возможна ситуация, когда условное осуждение будет отменено, а приговор обращен к исполнению. Это сближает условное осуждение с правовым режимом отсрочки отбывания наказания, но не в полном объеме. При условном осуждении субъект состоит на учете в уголовно-исполнительной инспекции, контролирующей его поведение, и до тех пор, пока он надлежащим образом соблюдает возложенные обязанности, течет испытательный срок. При отсрочке отбывания наказания этого не происходит.
Вызывает сомнения и статус принудительных мер воспитательного воздействия. Регламентируя их в гл. 14 УК РФ, законодатель исходил, очевидно, из того, что они применимы исключительно к несовершеннолетним субъектам. Это полностью справедливо, хотя ст. 96 УК РФ допускает искусственное “продление” пребывания лица в статусе юридически несовершеннолетнего, однако не связано со специфическим статусом указанных мер.
В этой связи считаю актуальными предложенные ранее критерии отграничения системы иных мер уголовно-правового характера от родственных уголовно-правовых институтов:
- – целевое назначение – то есть конечный результат применения (в ст. 43 УК РФ приведен перечень целей наказания, в отношении видов освобождения от уголовной ответственности и наказания цели нормативно не установлены, но можно заключить, что они заключаются в коррекции личности субъекта, совершившего преступление);
- – срочный (бессрочный) характер – то есть отражение длительности возникающего правоотношения (она имеет место во всей структуре уголовно-правового воздействия, но при этом само правоотношение приобретает уголовно-исполнительный характер, или нет);
- – условный (безусловный) характер – то есть окончательно ли применение правоограничений к лицу, совершившему преступление, изменяемо или дополняемо;
- – содержание – то есть фактический набор правоограничений, присущих именно конкретным мерам уголовно-правового воздействия (он различается в правовых режимах наказания, освобождения от наказания, иных мерах уголовно-правового характера).
Сопоставление содержания принудительных мер воспитательного воздействия с предложенными критериями позволяет согласиться с подходом, в соответствии с которым принудительные меры воспитательного воздействия по своей юридической природе относятся к иным мерам уголовно-правового характера.
Рассматривая принудительные меры воспитательного воздействия как часть института иных мер уголовно-правового характера, необходимо обратить внимание на общие черты в порядке и продолжительности их применения.
Так, принудительные меры воспитательного воздействия имеют испытательный характер, аналогичный условному осуждению: например, в соответствии с ч. 3 ст. 92 УК РФ пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа может быть прекращено до истечения установленного срока, если судом будет установлено, что несовершеннолетний более не нуждается в применении этой меры. Хотя в данном случае законодатель не использовал формулировку “доказать свое исправление”, как в ч. 3 ст. 73, ч. 1 ст. 74 УК РФ, в целом особые правила к поведению несовершеннолетнего тождественны обязанностям, возлагаемым на условно осужденных в период испытательного срока. Некоторые авторы объединяют их под общей формулировкой “способствующие ресоциализации”.
Далее, как и судебный штраф, принудительные меры воспитательного воздействия назначаются судом в рамках особой юридической процедуры (рассмотрение ходатайства органа предварительного расследования) или по результатам рассмотрения дела по существу. Разнонаправленность судебного штрафа и принудительных мер воспитательного воздействия обусловлена их различным влиянием на правовой статус и личность субъекта, к которому они применяются. Если судебный штраф позиционируется в ст. 104.4 УК РФ как денежное взыскание, то принудительные меры воспитательного воздействия основаны на педагогических методиках коррекции девиантного поведения. При этом и ч. 1 ст. 90 УК РФ и ч. 1 ст. 104.4 УК РФ ориентируют правоприменителя на то, что в обоих случаях решается вопрос об освобождении от уголовной ответственности.
И наконец, как и условное осуждение и отсрочка отбывания наказания, принудительные меры воспитательного воздействия подразумевают, что в перспективе – при должном соблюдении возложенных ограничений – вопрос о юридических последствиях совершенного преступления более не возникает.
Потому принудительные меры воспитательного воздействия верно рассматривать в качестве иных мер уголовно-правового характера, применимых исключительно к несовершеннолетним субъектам в целях коррекции общественно опасного поведения и формирования правопослушных нравственных установок.