Оглавление
О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
Задача по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних решается на региональном уровне путем создания специального органа – комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Рассмотрим основные полномочия и особенности деятельности указанного органа.
Создание комиссии по делам несовершеннолетних – КДН
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, далее – Закон о профилактике правонарушений несовершеннолетних, целью создания КДН является координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по:
- предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
- выявлению и устранению причин и условий, способствующих вышеуказанным явлениям;
- обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий;
- выявлению и пресечению случаев склонения несовершеннолетних к суицидальным действиям.
Согласно ст. 11 Закона о профилактике правонарушений несовершеннолетних создавать КДН вправе:
- высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ (по общему правилу);
- органы местного самоуправления (в случае наделения их соответствующими полномочиями в соответствии с законом субъекта РФ).
В зависимости от того, органами какого уровня создана КДН, определяется территория ее деятельности. Так, комиссии, созданные высшими органами субъекта, действуют на территории субъекта, а комиссии, созданные органами местного самоуправления, осуществляют свою деятельность на территории муниципального образования – ч. 1 ст. 11 Закона о профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Из п. 8 Положения о КДН следует, что в состав комиссии входят председатель комиссии, заместитель (заместители) председателя комиссии, ответственный секретарь комиссии и члены комиссии.
Членами комиссии являются руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики, а также могут являться представители иных государственных (муниципальных) органов и учреждений, представители общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, депутаты соответствующих представительных органов, а также другие заинтересованные лица. Председателем, заместителем председателя, ответственным секретарем и членом комиссии может быть гражданин РФ, достигший возраста 21 года.
Согласно п. 2 Положения о КДН для обеспечения деятельности комиссий субъектов РФ и территориальных (муниципальных) комиссий могут создаваться отделы или другие структурные подразделения в составе исполнительных органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.
Полномочия комиссии по делам несовершеннолетних
На основании п. 2 ст. 11 Закона о профилактике правонарушений несовершеннолетних в число полномочий КДН, в частности, входит:
- осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от дискриминации, насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
- подготовка материалов в суд по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, по иным вопросам, предусмотренным законодательством РФ;
- рассмотрение вопросов, связанных с отчислением несовершеннолетних, не получивших общего образования, обучающихся из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Закон об образовании), и иных вопросов, связанных с их обучением. В частности, согласно ч. 9 ст. 43 Закона об образовании решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста 15 лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с согласия КДН. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия КДН и органа опеки и попечительства;
- оказание помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия), а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;
- применение установленных законодательством мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей;
- подготовка и направление в органы государственной власти субъекта РФ и (или) органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством субъекта РФ, отчетов о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего субъекта РФ и (или) на территории соответствующего муниципального образования;
- осуществление иных полномочий, которые предусмотрены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Кроме того, КДН, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, руководствуясь порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.2015 N 796, принимают решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение установленного законодательством перечня преступлений. При этом КДН оценивает факторы, позволяющие определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.
Согласно п. 7 Положения о КДН, помимо указанных полномочий, для решения возложенных задач комиссии субъектов РФ и территориальные (муниципальные) комиссии:
- координируют деятельность органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям, осуществляют мониторинг их деятельности в пределах и порядке, которые установлены законодательством РФ и законодательством соответствующих субъектов РФ;
- обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
- анализируют выявленные органами и учреждениями системы профилактики причины и условия безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, принимают меры по их устранению;
- утверждают межведомственные планы (программы, порядки взаимодействия) по наиболее актуальным направлениям в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;
- участвуют в разработке и реализации целевых программ, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности и правонарушений;
- принимают меры по совершенствованию деятельности органов и учреждений системы профилактики по итогам анализа и обобщения представляемых органами и учреждениями системы профилактики сведений об эффективности принимаемых ими мер по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности и правонарушений;
- принимают меры по совершенствованию взаимодействия органов и учреждений системы профилактики с социально ориентированными некоммерческими организациями, общественными объединениями и религиозными организациями, другими институтами гражданского общества и гражданами, по привлечению их к участию в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, их социально-педагогической реабилитации;
- могут утверждать составы межведомственных рабочих групп по изучению деятельности органов и учреждений системы профилактики и порядок их работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, а также деятельности по профилактике вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений и антиобщественных действий, предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних.
Кроме того, комиссии субъектов РФ наделяются в том числе следующими полномочиями:
- координируют деятельность органов и учреждений системы профилактики, осуществляют мониторинг их деятельности;
- разрабатывают и вносят в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложения по осуществлению мероприятий в области защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений;
- оказывают методическую помощь, осуществляют информационное обеспечение и контроль за деятельностью территориальных (муниципальных) комиссий в соответствии с законодательством субъектов РФ;
- участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, направленных на профилактику безнадзорности, беспризорности, антиобщественных действий и правонарушений несовершеннолетних;
- осуществляют иные функции в соответствии с перечнем, указанным в п. 7 Положения о КДН.
Территориальные (муниципальные) комиссии выполняют также следующие функции (пп. “в” п. 7 Положения о КДН):
- подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями представляемые в суд материалы по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством РФ;
- дают согласие организациям, осуществляющим образовательную деятельность, на отчисление несовершеннолетних обучающихся, достигших возраста 15 лет и не получивших основного общего образования;
- дают при наличии согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, согласие на оставление несовершеннолетним, достигшим возраста 15 лет, общеобразовательной организации до получения основного общего образования;
- обеспечивают оказание помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия);
- применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;
- принимают решения на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о направлении несовершеннолетних в возрасте от 8 до 18 лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей или иных законных представителей, а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста 14 лет;
- принимают постановления об отчислении несовершеннолетних из специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа;
– подготавливают и направляют в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством субъектов РФ, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего муниципального образования; - рассматривают информацию (материалы) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принимают решения о применении к ним мер воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также ходатайства, просьбы, жалобы и другие обращения несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, относящиеся к установленной сфере деятельности комиссий;
- рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенных КоАП РФ и законами субъектов РФ об административной ответственности к компетенции комиссий;
- обращаются в суд по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда в порядке, установленном законодательством РФ;
- согласовывают представления (заключения) администраций специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, вносимые в суды по месту нахождения указанных учреждений:
1) о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не позднее чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;
2) о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения до истечения установленного судом срока, если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия (не ранее 6 месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа) или в случае выявления у него заболеваний, препятствующих содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
3) о переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации;
4) о восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае его самовольного ухода из указанного учреждения, невозвращения в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа; - дают совместно с соответствующей государственной инспекцией труда согласие на расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);
- участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- координируют проведение органами и учреждениями системы профилактики индивидуальной профилактической работы в отношении категорий лиц, указанных в ст. 5 Закона о профилактике правонарушений несовершеннолетних;
- утверждают межведомственные планы (программы) индивидуальной профилактической работы или принимают постановления о реализации конкретных мер по защите прав и интересов детей в случаях, если индивидуальная профилактическая работа в отношении лиц, указанных в ст. 5 Закона о профилактике правонарушений несовершеннолетних, требует использования ресурсов нескольких органов и (или) учреждений системы профилактики, и контролируют их исполнение;
- содействуют привлечению социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных объединений к реализации межведомственных планов (программ) индивидуальной профилактической работы;
- осуществляют иные полномочия, установленные законодательством РФ или субъекта РФ.