02.05.2023      87      0
 

Деструктивные субкультуры подростков


Деструктивные субкультуры подростков

Несанкционированные массовые мероприятия с несовершеннолетними

В России деструктивные субкультуры несовершеннолетних формируют: суицидальные группы (которые насчитывают более 133 тысяч несовершеннолетних); группы, пропагандирующие идеи нацизма (в них вовлечено более 48 тысяч человек); движения криминальной направленности АУЕ — в числе их сторонников более 34 тысяч человек.

Разработаны рекомендации для педагогов и родителей по профилактике вовлечения подростков в деструктивные субкультуры и несанкционированные массовые мероприятия в Письме Минпросвещения России от 15.03.2023 N АБ-1144/07 «О направлении рекомендаций».

Отражены признаки вовлечения подростков в деструктивные сообщества, на которые стоит обратить внимание педагогам и родителям, а также закреплены действия, которые необходимо осуществить педагогам при выявлении таких признаков, и рекомендации по профилактике указанных проблем для родителей.

В рекомендациях для родителей приведены, в числе прочего, телефоны доверия и алгоритм действий в случае, если ребенок не вернулся домой.

Приложение 1

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

В ДЕСТРУКТИВНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ И НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫЕ МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ЧВК «Редан» — молодежное движение (далее — Движение), набравшее популярность после массовой драки подростков, которая произошла 22 февраля 2023 г. в ТЦ «Авиапарк» г. Москвы. В основу Движения взята внутренняя культура и атрибутика банды «Редан» из аниме-сериала Hunter x Hunter. Изначально публикуемый контент в созданных сторонниками аниме-сообществах в социальной сети «ВКонтакте» связан с публикацией и обменом между пользователями аниме-иллюстрациями и мемами.

Массовое распространение информации о конфликте подростков способствовало популяризации Движения и, как следствие, созданию большого количества сообществ и Телеграм-каналов ЧВК «Редан» и АНТИЧВК «Редан», а также росту количества размещаемых провокационных постов в социальных сетях. Также стоит отметить, что тиражирование информации о Движении привело к активизации иных молодежных субкультур, которые «объявили охоту» на сторонников ЧВК «Редан».

Какие признаки вовлечения в деструктивные сообщества должны привлечь внимание педагогов образовательных организаций:

  1. Если обучающийся изменил внешний вид и/или стиль в одежде. К отличительным особенностям внешнего вида «редановцев» стоит отнести следующие:

— носят преимущественно черную одежду с изображением паука и цифрой внутри (самая популярная — 4). На свое усмотрение «редановцы» дополняют образ деталями: перчатки с паутиной, длинные черно-белые шарфы и т.д.;

— большинство приверженцев Движения носит длинные черные волосы;

— клетчатые штаны в сочетании с другими предметами одежды;

— возможно нанесение временной или постоянной татуировки в стиле атрибутики Движения, преимущественно с изображением паука (расположение на руках — кисть, предплечье).

  1. Если обучающийся на своей странице в социальных сетях проявляет следующую активность:

— выкладывает свои фотографии в униформе соответствующего стиля с подписями «хочу к вам», «примите к паукам», «хочу в редан», «возьмите в семью», «как круто быть с вами» и т.п.;

— заполняет свой аккаунт стилистическими изображениями паука «Редан»;

— в публикациях поддерживает организацию массовых драк и/или размещает информацию о готовности участвовать в массовых драках, о местах их проведения;

— в публикациях информирует об участиях в тематических «сходках» Движения;

— сообщает о своем противостоянии с другими субкультурами на фоне причастности к «Редан»;

— подписан на тематические сообщества «Редан», распространяет о них информацию.

При выявлении данных маркеров важно комплексно выстроить работу по оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся:

— сообщить о предполагаемых рисках вовлеченности обучающегося в субкультуру педагогу-психологу образовательной организации и классному руководителю;

— проинформировать родителей (законных представителей) обучающегося и выработать единую воспитательную стратегию;

— проинформировать администрацию образовательной организации о необходимости применения к обучающемуся комплексных мер профилактической работы.

В целях предупреждения вовлечения несовершеннолетних в деструктивные субкультуры предлагается реализация профилактических мер по следующим направлениям:

— усовершенствование массовых форм социально-культурной и досуговой жизни подростков и молодежи, устранение негативных социальных и культурных факторов, способствующих девиантному поведению, за счет активного приобщения молодежи к творческой деятельности, организации и модернизации организаций дополнительного образования, содержательная деятельность которых будет основана на индивидуально-личностном подходе и направлена на реализацию актуальных потребностей, творческого потенциала формирующейся личности;

— раннее выявление несовершеннолетних группы риска и реализация мероприятий по оказанию адресной психолого-педагогической помощи и социализации подростков;

— правовое просвещение и формирование правового сознания несовершеннолетних;

— родительское просвещение и профилактика семейного неблагополучия;

— формирование благоприятного психологического климата в образовательных организациях, обеспечение педагогического и психологического «посредничества» в разрешении возрастных кризисов обучающихся, а также межличностных конфликтов внутри коллективов обучающихся.

Особый акцент следует делать и на привлечение молодых лидеров к формированию представлений о социальной ответственности за деструктивные действия, транслированию социально приемлемых ценностей, возможно также привлечение их к обучению и процессам медиации.

К несовершеннолетним, принимающим участие в протестных и социально опасных акциях, рекомендуется применение мер воспитательного и просветительского характера, в том числе проведение профилактических бесед о возможных последствиях участия в подобных мероприятиях.

Кроме того, общей профилактической мерой, способствующей снижению вовлечения подростков в деструктивные субкультуры, может являться организация групповых форм взаимодействия среди подростков при посредничестве педагога или психолога для формирования коммуникативных умений и развития навыков разрешения межличностных конфликтов. Таким образом, воспитательную работу по направлению несовершеннолетних на продуктивные пути социализации рекомендуется выстраивать на индивидуальном, межличностном и групповом уровнях, что обеспечивает системность психолого-педагогического воздействия.


Об авторе: admin

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *