Несанкционированные массовые мероприятия с несовершеннолетними
В России деструктивные субкультуры несовершеннолетних формируют: суицидальные группы (которые насчитывают более 133 тысяч несовершеннолетних); группы, пропагандирующие идеи нацизма (в них вовлечено более 48 тысяч человек); движения криминальной направленности АУЕ – в числе их сторонников более 34 тысяч человек.
Разработаны рекомендации для педагогов и родителей по профилактике вовлечения подростков в деструктивные субкультуры и несанкционированные массовые мероприятия в Письме Минпросвещения России от 15.03.2023 N АБ-1144/07 “О направлении рекомендаций”.
Отражены признаки вовлечения подростков в деструктивные сообщества, на которые стоит обратить внимание педагогам и родителям, а также закреплены действия, которые необходимо осуществить педагогам при выявлении таких признаков, и рекомендации по профилактике указанных проблем для родителей.
В рекомендациях для родителей приведены, в числе прочего, телефоны доверия и алгоритм действий в случае, если ребенок не вернулся домой.
Приложение 1
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
В ДЕСТРУКТИВНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ И НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫЕ МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ЧВК “Редан” – молодежное движение (далее – Движение), набравшее популярность после массовой драки подростков, которая произошла 22 февраля 2023 г. в ТЦ “Авиапарк” г. Москвы. В основу Движения взята внутренняя культура и атрибутика банды “Редан” из аниме-сериала Hunter x Hunter. Изначально публикуемый контент в созданных сторонниками аниме-сообществах в социальной сети “ВКонтакте” связан с публикацией и обменом между пользователями аниме-иллюстрациями и мемами.
Массовое распространение информации о конфликте подростков способствовало популяризации Движения и, как следствие, созданию большого количества сообществ и Телеграм-каналов ЧВК “Редан” и АНТИЧВК “Редан”, а также росту количества размещаемых провокационных постов в социальных сетях. Также стоит отметить, что тиражирование информации о Движении привело к активизации иных молодежных субкультур, которые “объявили охоту” на сторонников ЧВК “Редан”.
Какие признаки вовлечения в деструктивные сообщества должны привлечь внимание педагогов образовательных организаций:
- Если обучающийся изменил внешний вид и/или стиль в одежде. К отличительным особенностям внешнего вида “редановцев” стоит отнести следующие:
– носят преимущественно черную одежду с изображением паука и цифрой внутри (самая популярная – 4). На свое усмотрение “редановцы” дополняют образ деталями: перчатки с паутиной, длинные черно-белые шарфы и т.д.;
– большинство приверженцев Движения носит длинные черные волосы;
– клетчатые штаны в сочетании с другими предметами одежды;
– возможно нанесение временной или постоянной татуировки в стиле атрибутики Движения, преимущественно с изображением паука (расположение на руках – кисть, предплечье).
- Если обучающийся на своей странице в социальных сетях проявляет следующую активность:
– выкладывает свои фотографии в униформе соответствующего стиля с подписями “хочу к вам”, “примите к паукам”, “хочу в редан”, “возьмите в семью”, “как круто быть с вами” и т.п.;
– заполняет свой аккаунт стилистическими изображениями паука “Редан”;
– в публикациях поддерживает организацию массовых драк и/или размещает информацию о готовности участвовать в массовых драках, о местах их проведения;
– в публикациях информирует об участиях в тематических “сходках” Движения;
– сообщает о своем противостоянии с другими субкультурами на фоне причастности к “Редан”;
– подписан на тематические сообщества “Редан”, распространяет о них информацию.
При выявлении данных маркеров важно комплексно выстроить работу по оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся:
– сообщить о предполагаемых рисках вовлеченности обучающегося в субкультуру педагогу-психологу образовательной организации и классному руководителю;
– проинформировать родителей (законных представителей) обучающегося и выработать единую воспитательную стратегию;
– проинформировать администрацию образовательной организации о необходимости применения к обучающемуся комплексных мер профилактической работы.
В целях предупреждения вовлечения несовершеннолетних в деструктивные субкультуры предлагается реализация профилактических мер по следующим направлениям:
– усовершенствование массовых форм социально-культурной и досуговой жизни подростков и молодежи, устранение негативных социальных и культурных факторов, способствующих девиантному поведению, за счет активного приобщения молодежи к творческой деятельности, организации и модернизации организаций дополнительного образования, содержательная деятельность которых будет основана на индивидуально-личностном подходе и направлена на реализацию актуальных потребностей, творческого потенциала формирующейся личности;
– раннее выявление несовершеннолетних группы риска и реализация мероприятий по оказанию адресной психолого-педагогической помощи и социализации подростков;
– правовое просвещение и формирование правового сознания несовершеннолетних;
– родительское просвещение и профилактика семейного неблагополучия;
– формирование благоприятного психологического климата в образовательных организациях, обеспечение педагогического и психологического “посредничества” в разрешении возрастных кризисов обучающихся, а также межличностных конфликтов внутри коллективов обучающихся.
Особый акцент следует делать и на привлечение молодых лидеров к формированию представлений о социальной ответственности за деструктивные действия, транслированию социально приемлемых ценностей, возможно также привлечение их к обучению и процессам медиации.
К несовершеннолетним, принимающим участие в протестных и социально опасных акциях, рекомендуется применение мер воспитательного и просветительского характера, в том числе проведение профилактических бесед о возможных последствиях участия в подобных мероприятиях.
Кроме того, общей профилактической мерой, способствующей снижению вовлечения подростков в деструктивные субкультуры, может являться организация групповых форм взаимодействия среди подростков при посредничестве педагога или психолога для формирования коммуникативных умений и развития навыков разрешения межличностных конфликтов. Таким образом, воспитательную работу по направлению несовершеннолетних на продуктивные пути социализации рекомендуется выстраивать на индивидуальном, межличностном и групповом уровнях, что обеспечивает системность психолого-педагогического воздействия.